
Для людей желающих открыть аптеку на арендном помещении, вопрос размера будущей аптеки очень важен. С одной стороны не хочется переплачивать за аренду, с другой стороны места должно хватать.
Раньше минимальный размер всех помещений аптеки был строго регламентирован. Это было очень плохо, так как часть хороших помещений отпадала из-за такой мелочи, как размер какого-нибудь вспомогательного помещения. К счастью, сейчас ситуация изменилась и нужно соблюдать только набор помещений.
В аптеке должен быть торговый зал, распаковочная, материальные, комната отдыха персонала и кабинет заведующей. Важно иметь загрузочный вход или окно.
В вопросе выбора помещений под аптеки, нужно понимать разницу межу аптекой и аптечным пунктом.
В аптеке должны быть две материальные, а в аптечном пункте – одна. Это значит, что нет смысла упираться и открывать именно аптеку, если площадь небольшая. Просто в некоторых местах рентабельнее иметь аптечный пункт.
Сразу поясню такой момент. Бытует мнение, что аптечный пункт без аптеки открывать нельзя. Это заблуждение, так как пункт, такое же учреждение, как и аптека.
Теперь по сути вопроса. Первое на что нужно ориентироваться в подборе помещений – это площадь торгового зала. Всегда нужно стараться сделать ее максимально большой. Так как, именно от этого зависит потенциал вышей будущей торговой точки.
Сейчас, при грамотном подходе, в материальных товара быть не должно. Поставщики товар возят каждый день, зачем запасть его впрок. Весь товар должен быть в торговом зале, на витринах и в шкафах. Если места не хватает, значит что-то в работе с ассортиментом у вас не в порядке. Настраивайте программное обеспечение, настройте автозаказ. Следите за такими показателями как дефектура и оборачиваемость товарного запаса.
Теперь, когда вопрос с торговым залом понятен, подход такой. Минимизируем вспомогательные площади и стараемся максимально расширить торговый зал. Общий метраж помещений должен соответствовать прогнозируемому трафику. В среднем диапазон площадей под аптеки (пункты) от 35 до 85 квадратных метров.
Для более четкого понимания темы приведу пример одной аптечной сети. У них аптечные пункты расположены в торговых центрах с очень высокой посещаемостью. В связи с этим арендные ставки там очень высокие. Метраж этих пунктов около 25 квадратов. Развернуться буквально негде. Выручка в день, около пяти миллионов рублей.
Работа организованна следующим образом: весь товар от поставщиков поступает на центральный склад. Так его оприходуют, для каждой аптеки, наклеивают ценники и в таком виде отправляют на свои торговые точки. Персоналу остается только достать товар из коробки и продать его. Им не надо тратить время на обработку товара, да это в их условиях и физически невозможно. Они только продают.
Я веду вот к чему. Нужно стараться брать места с высоким трафиком, без излишков площадей и стараться просто правильно построить все бизнес процессы.
На практике, часто можно видеть большие аптеки в спальниках, с низкой проходимостью. Понятно, что собственник помещения заинтересован сдать все целиком. В таком случае, если место хорошее, постарайтесь перепланировать помещение. Как-то разделить его. На одной части открыть аптеку, другую сдать в субаренду.
Например, можно сделать предложение салонам оптики. Поскольку площадь, предлагаемая в субаренду, будет меньше общей, можно взять дороже за квадратный метр. Не пугайтесь, сдается нормально, я проверял. Так что, еще и оптимизируйте затраты на аренду.