Начиная составлять бизнес-план проекта, необходимо полно и емко описать фирму-инициатора и продукцию, которую планируется выпускать.
Описание фирмы начинается с данных об учредителях и собственниках, где, кем и когда она была создана и зарегистрирована.
Далее освещаются следующие моменты:
- Численность работников фирмы. Можно привести данные о количестве управленческого и производственного персонала.
- Приводятся данные о сумме уставного фонда, основных и оборотных фондах, их соотношению.
- Какие основные этапы в своем развитии уже прошло предприятие, динамика развития, ключевые моменты и успехи, налаженные производственные и управленческие связи?
- Делается анализ основных финансовых показателей, по которым определяется финансовое состояние предприятия и тенденции, которые наблюдались за период анализа. Как правило, анализ проводится за период не менее 3-х лет для действующих фирм.
- Делается анализ достоинств и недостатков, связанных с местоположением фирмы.
- Дается оценка кадровому составу, его квалификации, опыту работы. Определяется степень готовности команды управления и ведущих специалистов, а также работников предприятия к реализации инвестиционного проекта.
- Определяются перспективы развития, как самой фирмы, так и направлений ее деятельности.
- Дается оценка состоянию той отрасли экономики, в которой работает фирма, долгосрочные и краткосрочные перспективы отрасли.
- Определяется вклад, который вносит фирма в социально-экономическое развитие региона в целом.
Подробно освещая все перечисленные пункты можно найти определенные резервы роста и развития фирмы, а также определить слабые позиции, которые могут помешать в осуществлении инвестиционного проекта. Допустим, если проект связан с производством.
Требуются регулярные поставки сырья в весенний и зимний период. Нужно учитывать при планировании производственных запасов возможность срыва поставок сырья и готовой продукции, если снабжение осуществляется по грунтовым дорогам. Это актуально для сельских регионов и для сельскохозяйственных проектов.
Описание продукции и услуг, которые планируется выпускать в рамках инвестиционного проекта, дается максимально подробно. Если в рамках бизнес-плана нет возможности выложить весь материал о продукции, то в приложении к бизнес-плану приводится полный перечень документации по продукту, результаты опытных испытаний, заключения экспертов.
Нужно указать:
- наименование планируемой к выпуску продукции;
- назначение продукции, перспективы производства;
- качественные характеристики продукции, ее конкурентоспособность перед аналогами;
- в какой стадии разработки находится продукция;
- есть ли необходимость в получении патента или лицензии;
- на каких условиях осуществляются поставки продукции, данные об упаковке;
- обслуживание и сервис после осуществления продажи, обучение потребителей;
- есть ли возможность наладить продажи за рубеж, импортозамещение;
- предусмотрено ли льготное налогообложение производства данного вида продукции.
Чем полнее вы распишете все вопросы о продукции и фирме, тем легче вам будет получить финансирование. У инвесторов не будет сомнений в том, что вы разбираетесь в своем бизнесе.
Заполнив этот раздел бизнес-плана можно переходить к плану маркетинга и сбыта.
Про этот раздел написано здесь.