Сегодня на мировой арене Россия хоть и выглядит уверенно и успешно, но всё же в своем развитии отстает от западных стран. Это же касается и бизнеса, ведь он в России развивается не такими высокими темпами, как хотелось бы государству.
Все понимают, что развитый бизнес в стране является своего рода мультипликатором, который создает новые рабочие места и делает весомый вклад в развитие экономики. Однако, не все возможные меры приняты на сегодняшний день, чтобы простимулировать развитие бизнеса.
Как представлен франчайзинг в России
Под франчайзингом уже давно понимают своеобразные отношения между партнёрами по бизнесу, где одна компания является главенствующей, а вторая ей подчинена.
Главными компаниями (франчайзерами) выступают очень крупные предприятия, которые уже развили свой бизнес, их акции высоки в цене и они достигли того предела, когда имя может работать на них. Именно тогда франчайзеры решают продавать франшизы и расширять свою нишу не за счет личного капитала, а за счет привлеченного.
Если говорить о франчайзи (так называют компании, которые покупают франшизы и пользуются брендами других компаний), то после оформления франчайзинга они становятся не только подотчётны главной компании, но и обязаны принять все принципы ведения бизнеса, правила и устои, принятые в главной компании.
С виду такое сотрудничество может показаться «рабством», однако на практике всё выглядит несколько иначе. В России франчайзинг стали использовать в конце 90-х годов, поэтому он не развит на столько хорошо, как на западе. Однако, сегодня к нему прибегает масса бизнесменов.
В России очень мало брендовых компаний, которые бы продвигали свою сеть на внешние рынки. Поэтому отечественным бизнесменам приходится прибегать к покупке франшиз у иностранных корпораций.
Привлекательность франчайзинга для отечественных предпринимателей бесспорна. Ведь благодаря ему новоиспеченные бизнесмены делают меньше ошибок, а их инвестиции защищены. Конечно, сто процентных гарантий никто не даст, и если предприниматель будет совершать оплошности, то бизнес может сойти на нет, но вероятность наступления такого момента крайне мала.
Повышение эффективности франчайзинга в России
Эффективность франчайзинга в России практически не отличается от его эффективности за рубежом. Однако в нашей стране существует целый ряд факторов, которые тормозят развитие франчайзинга и уменьшают его эффективность:
1. Наличие недочетов в законодательной базе.
Дело в том, что гражданский кодекс даже не содержит понятия «франчайзинг», а значит, заключать такие договора весьма сложно. Понятие франчайзинга заменено на коммерческую концессию, однако это понятие не в полное мере толкует суть таких отношений.
Государственная дума уже обратила внимание на существующие недочеты и уже в скором времени можно ждать новых законопроектов, которые наладят эту сферу.
2. Отсутствие поддержки франчайзинга со стороны финансовых учреждений.
Банки держаться в стороне от подобных проектов и не желают выдавать кредиты франчайзи. Это негативно сказывается как на развитии франчайзинга в стране, так и на недополучении прибыли банками.
3. Нехватка информации по поводу тонкостей коммерческой концессии.
У предпринимателей попросту не хватает данных и информации о том, как осуществить переход на предпринимательскую деятельность с использованием франшизы, куда обращаться за её получением и на какие льготы можно претендовать.
4. Отсутствие единой базы данных всех отечественных и зарубежных франчайзеров, а также отечественных франчайзи.
Такая информация крайне необходима для налаживания порядка в данном секторе, дабы предотвратить появление компаний, которые занимаются лишь сбором роялти с франчайзи и более ничего не делают.
5. Уклонение франчайзи от уплаты роялти.
Причины этому могут быть различны, это и нежелание нести дополнительные расходы и безответственное поведение франчайзеров по отношению к франчайзи от чего страдает бизнес последнего.
Если государство займется устранением выше перечисленных причин, то франчайзинг станет развиваться на много быстрее. Ведь даже несмотря на наличие существенных проблем в этой сфере в России уже многие рассмотрели выгоду подобного способа ведения бизнеса.
Ну а что касается зарубежных франчайзеров, то сегодня они колеблются между падением инвестиционного климата в стране и неосвоенными регионами, которые могут принести колоссальную прибыль. И стоит отметить, что жажда наживы всё же берет верх, так как ни одна из иностранных франшиз не была прекращена.
Эффективность франчайзинга доказана десятилетиями использования его для развития предпринимательства. Россия в этом плане не исключение, но она пока еще медленно вливается в этот процесс.