Здесь мы поговорим о методике составления ассортиментной матрицы вновь созданного магазина методом анализа ассортимента и выкладки магазинов конкурентов. Это будет полезно для людей, планирующих открыть бизнес в сфере розничной торговли.
Рано или поздно придет время, когда вам нужно будет вплотную заняться составлением ассортиментной матрицы и приступить к закупу товара. Человеку, не имеющему опыта в торговле, или опыта именно в данной сфере достаточно трудно определиться с тем, что и в каких количествах купить.
Хотя, даже не так, довольно легко сделать первоначальную закупку, но вот допустить минимум ошибок (а они обязательно будут) при этом совсем не легко. Ошибки в закупках стоят очень дорого, это недополучение прибыли, и “вставший” товар.
Есть так сказать естественный, эволюционный путь закупок, товар закупается интуитивно и выставляется в продажу. После того, как наберется необходимая статистическая база (месяц, квартал), делается анализ, и корректируется ассортиментная матрица.
Этот метод хорош тем, что вы довольно быстро начинаете “чувствовать” товар, рынок, спустя полгода – год, вы наконец составите более-менее оптимальный ассортимент, который будет давать максимальную отдачу в вашей сфере торговли и для вашего магазина. Минусы здесь очевидны, замороженные деньги в стоящем товаре и недополучение прибыли из-за не оптимального ассортимента.
Есть другой путь, воспользоваться опытом ваших конкурентов (если они есть, конечно).
1. Выбираем конкурента.
Критерии выбора следующие:
Время существования.
Чем большее время на рынке провел конкурент, тем лучше и оптимальнее у него ассортиментная матрица, тем лучше он знает товар (бывают исключения, правда). Берем конкурента, который на рынке не менее двух – трех лет.
Сеть или один магазин.
Лучше всего брать конкурента, имеющего несколько магазинов в сети. Отлично будет, если такого упредприятия будут как большие магазины, так и маленькие торговые точки. Идеально, известный сетевик, с более чем четырьмя магазинами различной квадратуры.
Товарооборот.
Если выбор стоит между несколькими конкурентами,- берется тот конкурент, товарооборот которого больше.
2. Оцениваем ассортимент.
Изучение выкладки.
Думаю, вы знаете, что такое мерчендайзинг и правила планировки магазина. Будьте уверены, что выбранный конкурент их тоже прекрасно знает, магазин спланирован и товар размещен именно таким образом, чтобы приносить максимальную прибыль.
- Если у конкурента несколько магазинов, выберите самый крупный из них по площади.
- После этого составьте план изучаемого магазина на бумаге. Отметьте стеллажи, входы, кассы. Обозначьте зоны всех товарных групп.
- Постройте “золотой треугольник”, как будто вы сейчас занимаетесь планировкой своего магазина. Там, где вы бы поставили товар с самой большой долей товарооборота, скорее всего он и у конкурента и стоит.
- Отметьте наиболее выгодные, продажные зоны, там тоже должен стоять товар, приносящий наибольший товарооборот (группы А и В)
- Составьте таблицу, в которую занесите все товарные группы, представленные у конкурента и предполагаемую категорию, А, В или С.
- После того, как анализ по товарным группам готов, нужно приступить к анализу самих товарных групп, внутри каждой группы выделите самые лучшие полки (расположенные на уровне глаз, вытянутой руки), на этих полках с большой долей вероятности будет стоять самый продаваемый товар внутри групп.
На самых нижних и верхних полках, скорее всего стоит товар категории С. Зафиксируйте свои наблюдения на бумаге.
Анализ магазина группы С.
Вам очень повезло, если у вашего конкурента будет хотя бы один магазин небольшой площади. Площадь должна быть действительно маленькая, если самый большой магазин сети к примеру 150 квадратов, то нужный нам магазин должен иметь максимум 50-60 квадратов торговой площади.
Открывая подобные магазины, уже нельзя позволить себя набивать магазин “лишним ассортиментом”, потому как площади не велики, и каждый погонный метр полок должен давать максимальную прибыль. Скорее всего, в таком магазине будет отсутствовать не только группа С целиком, но и большая часть категории В. Только тот товар, который дает максимальную прибыль.
Перепишите все товарные группы, присутствующие в магазине и соотнесите их с таблицей, которую мы составили анализируя самый большой магазин сети, чтобы получить максимально достоверные сведения.
Зная распределение товарных групп по категориям (А, В, С) в вашей сфере торговли, вы уже сможете более осмысленно спланировать ассортиментную матрицу на вашем магазине (с учетом площади вашего магазина) и определить обьем первоначальной за купки по тому или иному товару.