Законодательство предусматривает две формы предпринимательской деятельности — физического и юридического лица. При чем статус физического лица — частного предпринимателя не требует сложных процедур регистрации и особенных затрат на формирование уставного фонда.
Несколько сложнее является процедура регистрации и создания юридического лица — собственной фирмы — частного предприятия или общества с ограниченной ответственностью, которые наиболее распространены в нашей бизнес-среде.
Для основания собственной фирмы надо в первую очередь разработать бизнес-идею, которую она будет реализовывать, избрать вид деятельности и определить для себя наиболее эффективную организационно-правовую форму.
В выборе организационно-правовой формы лучше всего посоветоваться с профессиональным юристом, чтобы выяснить все формальные тонкости и преимущества. Потом можно браться за подготовку учредительных документов для государственной регистрации своей фирмы.
Какие главные документы вам надо подготовить?
Это — устав и учредительный договор фирмы. Без них невозможно создать юридическое лицо — малое предприятие, общество, ассоциацию, объединение предприятий или что-то другое.
Для создания малого частного предприятия с индивидуальной формой собственности необходимо подготовить лишь устав предприятия. А создавая предприятие с коллективной формой организации и ведения бизнеса, общество или объединение предприятий и тому подобное, кроме устава надо подготовить еще и учредительный договор.
В уставе вашей фирмы должны быть определены такие главные аспекты:
- способ управления и контроля
- порядок образования ее имущества и распределения прибыли
- порядок реорганизации и другие положения, которые регламентируют ее роботу
Если двое или больше физических лица хотят вместе создать фирму, они должны разработать и принять учредительный договор — соглашение или договор, которые заключаются между двумя или несколькими основателями о создании предприятия.
Главное содержание учредительного договора — объединение имущества, капиталов и усилий людей с целью получения прибыли. Поэтому в нем определяются все параметры взаимоотношений между участниками, в первую очередь имущественные и организационные вопросы. Учредительный договор вступает в силу с момента его подписания всеми основателями (учредителями) фирмы.
Заключение учредительных документов — это целая процедура, которая имеет свою последовательность и состоит из многих ступенек, которые, словно шлюзы, должны вывести вас, в открытое море бизнеса.
Какие ваши главные шаги на пути подготовки учредительных документов?
В первую очередь вам надо четко определить цель своего бизнеса, положить перед собой тактические и стратегические задания и выбрать те методы, которыми вы хотите организовать свою фирму. Дальше, если вы решили создавать фирму с коллективной формой собственности, наступило время проводить переговоры с потенциальными основателями или вашими партнерами по будущему бизнесу.
Рабочая группа должна взяться за разработку устава и учредительного договора. Но этим, как правило, еще не завершается процесс разработки документов, которые должны быть четкими, понятными и отвечать интересам всех участников бизнеса.
И только лишь после этого можно проводить учредительные собрания, на которых рассматриваются вопрос создания фирмы, формы собственности и функционирования, состав основателей, сроки разработки учредительных документов. На этих же собраниях избираются руководящие органы фирмы.
Устав и учредительный договор надо размножить в необходимом количестве экземпляров, засвидетельствовать их у государственного нотариуса и после этого подать на государственную регистрацию.
Лишь после процедуры регистрации ваша фирма может начинать предпринимательскую деятельность.