Для тех, кто хочет начать или дальше развивать свой аптечный бизнес вариант покупки готовой аптеки, хорошее решение.
Но, чтобы купить аптеку и не пожалеть об этом, нужно грамотно оценить, предлагаемый вариант.
Я смотрел предложения по продажам аптек и во многих случаях видел, что заявленные экономические показатели, мягко говоря, не соответствуют действительности.
Поэтому, давайте разберёмся, как нужной грамотно подойти к вопросу покупки аптеки.
Я обычно использую несколько таблиц. Заполняю их и потом провожу оценку предлагаемого варианта.
Сначала заполняется таблица финансовой оценки аптеки.
Здесь важно получить корректные показатели у собственника бизнеса. Проверяйте всё, не верьте на слово, только документальное подтверждение каждой цифры.
№ |
СТАТЬЯ |
По аптеке за прошлый год в тыс руб. |
|
Аптека |
|||
1 |
Товарооборот | ||
2 |
Себестоимость | ||
3 |
Валовая прибыль | ||
4 |
Маржинальная рентабельность , % | ||
5 |
РАСХОДЫ АПТЕК | ||
6 |
Расходы на персонал | ||
постоянные | |||
переменные | |||
7 |
Содержание помещений и аренда | ||
аренда | |||
содержание помещений | |||
8 |
Прочие расходы | ||
9 |
Операционная прибыль | ||
16 |
Чистая прибыль руб. | ||
17 |
Чистая прибыль, % |
Дальше идёт заполнение нескольких информационных таблиц. Вам нужно получить максимум данных по покупаемой аптеке.
|
Аптека |
|
1 |
Адрес | |
2 |
Когда открылась | |
3 |
общая площадь | |
4 |
аренда руб/мес | |
5 |
Торговая площадь | |
6 |
срок аренды | |
7 |
арендодатель (Физ. Лицо, юр. Лицо, КУМИ) | |
8 |
возможность продления договора | |
9 |
% изменения арендной платы по годам | |
10 |
срок окончания лицензии | |
11 |
количество сотрудников | |
12 |
режим работы (среднее количество часов в день) | |
13 |
количество кассовых аппаратов | |
14 |
Выручка в текущем году, тыс рублей | |
— 1 квартал | ||
— 2 квартал | ||
— 3 квартал | ||
— 4 квартал | ||
15 |
Состояние оборудования и компьютеров | |
— новое (когда введено в эксплуатацию) | ||
— старое и требует замены | ||
— удовлетворительное | ||
16 |
Состояние помещения | |
— требует ремонта | ||
— сделан ремонт (когда) | ||
17 |
Описание входа | |
— количество ступеней | ||
— через другие помещения |
Принятие решения по ТЗ (децентрализованно, централизованно) | |
Программа учета товародвижения (какая, наименование) | |
Бухгалтерская программа (какая, наименование IT продукта) |
|
Штрихкодирование — есть/нет |
|
Перечень основных средств, тыс.руб. |
|
Автотранспорт |
|
Помещения |
|
Торговое оборудование |
|
Компьютеры |
|
Склад (если есть) |
|
Осуществляется ли отпуск по льготе (если да, то сколько), % от выручки |
|
Уровень кредиторской задолженности |
|
За товар, тыс.руб |
|
Банковские кредиты, тыс.руб |
|
уровень просроченной кредиторской задолженности, % |
|
Сумма товарных запасов |
|
Теперь рассмотрим вопросы, на которые вы должны ответить:
История аптеки:
- История создания бизнеса, с чего начинали, что представляют собой сейчас.
- Насколько стабильно положение аптеки на рынке. Почему пришли к решению о продаже бизнеса.
- Сколько (оценочно или точно) было вложено в развитие бизнеса его владельцами.
Юридические вопросы
Посмотреть акционерную структуру бизнеса. Нужно знать краткую информацию о каждом из акционеров, их взаимосвязи, участие в операционном управлении бизнеса.
Понять юридическую структуру бизнеса (какие схемы минимизации налогообложения используют).
Разобраться в юридических аспектах возможных сложностей перерегистрации, лицензирования, возможных налоговых и финансовых рисках (при перерегистрации, возможно, потребуется возвращение существующих кредитов компании, возникнет угроза налоговых проверок и взиманий за прошлые пробелы).
Особенное внимание надо обратить на то, если аптечный бизнес является частью другого бизнеса. Насколько он изолирован? Как продажа только аптечного бизнеса скажется на выстраивании новых взаимоотношений с более крупным бизнесом?
Отдельно рассмотреть вопросы аренды – насколько бизнес защищен и автономен с точки зрения аренды? Насколько смена собственника повлияет на сохранение договоров аренды?
Получить информацию были ли у компании какие-то юридические конфликты, суды и прочие разбирательства?
Рынок и конкуренты
- Вам нужно знать, какие аптечные сети действуют на региональном рынке?
- Структуру регионального рынка (процент каждой сети и несетевых аптек)?
- Сколько аптек не входят в сети, кому они принадлежат?
- Есть ли у данной аптеки какая-то специализация на той или иной группе медикаментов?
- По местоположению аптеки, с кем они конкурируют?
- Нужно сделать карту города с указанием основных точек расположения аптек, их соотношения с потоками покупателей. Преимущества расположения (и его недостатки).
- Какие наработки в области работы с покупателями являются наиболее интересными?
- Какие отзывы о сети есть в прессе?
- Были ли какие-то маркетинговые исследования?
Поставщики, ассортимент, цены
- Какая доля в сети крупных поставщиков?
- Почему?
- Какие отзывы о сети мы знаем от поставщиков?
- Какую ценовую и ассортиментную политику использует сеть?
- Сколько единиц ассортимента есть в наличии?
- Сколько мы хотим, чтобы было после нашего приобретения сети?
- Как нынешняя ценовая политика соотносится с тем, что планируем ввести в сети мы после ее покупки?
Формат аптеки
В каком формате работает предложенная аптека?
Кадры
- Какая структура управления сетью действует сейчас?
- Какая она будет потом?
- Характеристика основных сотрудников компании, описание их лояльности нынешним собственникам, что произойдет при смене собственника?
- Как можно смягчить период адаптации работников к новому владельцу?
Сильные и слабые стороны. Риски (свот – анализ)
Этот раздел фактически суммирует те моменты, которые были отражены в предыдущих частях документа.
- Сильные стороны Компании.
- Слабые стороны Компании.
- Возможности рынка
- Внешние факторы риска.
Текущее финансовое состояние и прогноз на три года
- Насколько арендные ставки компании соответствуют среднерыночным?
- Какие причины могут повлиять на повышение аренды после смены собственника?
- Есть ли кредиты в компании?
- Кто кредиторы? Их позиция к смене собственника?
- Как соотносятся показатели операционной деятельности компании с лидерами рынка .
- Построение базового прогноза.
Ваша оценка стоимости бизнеса
Представить оценку стоимости компании по трем основным методам.
Метод «чистых активов».
Образуется за счет первоначальных вложений акционеров и накопленной прибыли. Это является нижней оценкой стоимости Компании.
Метод множителей к продажам и множителей к EBITDA (операционной или чистой прибыли).
Показать расчет стоимости компании на базе метода множителя к продажам и прибыли.
Метод «сравнительных характеристик».
Необходимо сравнить два метода развития бизнеса: открытие собственной аптеки и покупка бизнеса.
Делаем выводы
Суммируются соображения по трем вариантам определения суммы сделки, и определяется, какую премию мы готовы платить за сделку, если сделка по покупке аптеки выглядит привлекательной.
Дальше делаем аудит и опять заполняем таблицу:
Вид аудита:Финансовый и бухгалтерский аудит
Юридический аудит
Маркетинговый аудит
Операционный аудит
Кадровый аудит
Аудит ИТ
|
Результат аудита: |
Вот примерно так делается оценка при покупке готовой аптеки.