Как купить аптеку
Меню Рубрики

Как правильно купить аптеку

аптекаДля тех, кто хочет начать или дальше развивать свой аптечный бизнес вариант покупки готовой аптеки, хорошее решение.

Но, чтобы купить аптеку и не пожалеть об этом, нужно грамотно оценить, предлагаемый вариант.

Я смотрел предложения по продажам аптек и во многих случаях видел, что заявленные экономические показатели, мягко говоря, не соответствуют действительности.

Поэтому, давайте разберёмся, как нужной грамотно подойти к вопросу покупки аптеки.

Я обычно использую несколько таблиц. Заполняю их и потом провожу оценку предлагаемого варианта.

Сначала заполняется таблица финансовой оценки аптеки.

Здесь важно получить корректные показатели у собственника бизнеса. Проверяйте всё, не верьте на слово, только документальное подтверждение каждой цифры.

СТАТЬЯ

По аптеке за прошлый год в тыс руб.

Аптека

1

 Товарооборот    

2

 Себестоимость

3

 Валовая прибыль  

4

 Маржинальная рентабельность , %  

5

 РАСХОДЫ АПТЕК  

6

 Расходы на персонал  
 постоянные
 переменные

7

 Содержание помещений и аренда  
 аренда
 содержание помещений

8

 Прочие расходы  

9

 Операционная прибыль   

16

 Чистая прибыль руб.  

17

 Чистая прибыль, %  

Дальше идёт заполнение нескольких информационных таблиц. Вам нужно получить максимум данных по покупаемой аптеке.

 

Аптека

1

Адрес

2

Когда открылась

3

общая площадь

4

аренда руб/мес

5

Торговая площадь

6

срок аренды

7

арендодатель (Физ. Лицо, юр. Лицо, КУМИ)

8

возможность продления договора

9

% изменения арендной платы по годам

10

срок окончания лицензии

11

количество сотрудников

12

режим работы (среднее количество часов в день)

13

количество кассовых аппаратов

14

Выручка в текущем году, тыс рублей
 — 1 квартал
 — 2 квартал
 — 3 квартал
 — 4 квартал

15

Состояние оборудования и компьютеров
 — новое (когда введено в эксплуатацию)
 — старое и требует замены
 — удовлетворительное

16

Состояние помещения
 — требует ремонта
 — сделан ремонт (когда)

17

Описание входа
 — количество ступеней
 — через другие помещения

 

Принятие решения по ТЗ (децентрализованно, централизованно)
Программа учета товародвижения (какая, наименование)
Бухгалтерская программа (какая, наименование IT продукта)

 

Штрихкодирование — есть/нет

 

 

Перечень основных средств, тыс.руб.

 

Автотранспорт

 

Помещения

 

Торговое оборудование

 

Компьютеры

 

Склад (если есть)

 

Осуществляется ли отпуск по льготе (если да, то сколько), % от выручки

 

Уровень кредиторской задолженности

 

За товар, тыс.руб

 

Банковские кредиты, тыс.руб

 

уровень просроченной кредиторской задолженности, %

 

Сумма товарных запасов

 

Теперь рассмотрим вопросы, на которые вы должны ответить:

 

История аптеки:

  • История создания бизнеса, с чего начинали, что представляют собой сейчас.
  • Насколько стабильно положение аптеки на рынке. Почему пришли к решению о продаже бизнеса.
  • Сколько (оценочно или точно) было вложено в развитие бизнеса его владельцами.

 

Юридические вопросы

Посмотреть акционерную структуру бизнеса. Нужно знать краткую информацию о каждом из акционеров, их взаимосвязи, участие в операционном управлении бизнеса.

Понять юридическую структуру бизнеса (какие схемы минимизации налогообложения используют).

Разобраться в юридических аспектах возможных сложностей перерегистрации, лицензирования, возможных налоговых и финансовых рисках (при перерегистрации, возможно, потребуется возвращение существующих кредитов компании, возникнет угроза налоговых проверок и взиманий за прошлые пробелы).

Особенное внимание надо обратить на то, если аптечный бизнес является частью другого бизнеса. Насколько он изолирован? Как продажа только аптечного бизнеса скажется на выстраивании новых взаимоотношений с более крупным бизнесом?

Отдельно рассмотреть вопросы аренды – насколько бизнес защищен и автономен с точки зрения аренды? Насколько смена собственника повлияет на сохранение договоров аренды?

Получить информацию были ли у компании какие-то юридические конфликты, суды и прочие разбирательства?

 

Рынок и конкуренты

  • Вам нужно знать, какие аптечные сети действуют на региональном рынке?
  • Структуру регионального рынка (процент каждой сети и несетевых аптек)?
  • Сколько аптек не входят в сети, кому они принадлежат?
  • Есть ли у данной аптеки какая-то специализация на той или иной группе медикаментов?
  • По местоположению аптеки, с кем они конкурируют?
  • Нужно сделать карту города с указанием основных точек расположения аптек, их соотношения с потоками покупателей. Преимущества расположения (и его недостатки).
  • Какие наработки в области работы с покупателями являются наиболее интересными?
  • Какие отзывы о сети есть в прессе?
  • Были ли какие-то маркетинговые исследования?

 

Поставщики, ассортимент, цены

  • Какая доля в сети крупных поставщиков?
  • Почему?
  • Какие отзывы о сети мы знаем от поставщиков?
  • Какую ценовую и ассортиментную политику использует сеть?
  • Сколько единиц ассортимента есть в наличии?
  • Сколько мы хотим, чтобы было после нашего приобретения сети?
  • Как нынешняя ценовая политика соотносится с тем, что планируем ввести в сети мы после ее покупки?

 

Формат аптеки

В каком формате работает предложенная аптека?

 

Кадры

  • Какая структура управления сетью действует сейчас?
  • Какая она будет потом?
  • Характеристика основных сотрудников компании, описание их лояльности нынешним собственникам, что произойдет при смене собственника?
  • Как можно смягчить период адаптации работников к новому владельцу?

 

Сильные и слабые стороны. Риски (свот – анализ)

Этот раздел фактически суммирует те моменты, которые были отражены в предыдущих частях документа.

  • Сильные стороны Компании.
  • Слабые стороны Компании.
  • Возможности рынка
  • Внешние факторы риска.

 

Текущее финансовое состояние и прогноз на три года

  • Насколько арендные ставки компании соответствуют среднерыночным?
  • Какие причины могут повлиять на повышение аренды после смены собственника?
  • Есть ли кредиты в компании?
  • Кто кредиторы? Их позиция к смене собственника?
  • Как соотносятся показатели операционной деятельности компании с лидерами рынка .
  • Построение базового прогноза.

 

Ваша оценка стоимости бизнеса

Представить оценку стоимости компании по трем основным методам.

 

Метод «чистых активов».

Образуется за счет первоначальных вложений акционеров и накопленной прибыли. Это является нижней оценкой стоимости Компании.

 

Метод множителей к продажам и множителей к EBITDA (операционной или чистой прибыли).

 

Показать расчет стоимости компании на базе метода множителя к продажам  и прибыли.

Метод «сравнительных характеристик».

Необходимо сравнить два метода развития бизнеса: открытие собственной аптеки и покупка бизнеса.

 

Делаем выводы

Суммируются соображения по трем вариантам определения суммы сделки, и определяется, какую премию мы готовы платить за сделку, если сделка по  покупке аптеки выглядит привлекательной.

 

Дальше делаем аудит и опять заполняем таблицу:

Вид аудита:Финансовый и бухгалтерский аудит

 

  • Анализ бухгалтерских и управленческих отчетов за последние 3 года
  • Перечень основных средств покупаемого предприятия по каждому объекту

 

Юридический аудит

 

  • Проверка документов на право собственности
  • Определить возможность  продления аренды и % изменения арендной платы по годам
  • Срок действия лицензий на объекты
  • Предложение по юридическому оформлению сделки
  • Оценка безопасности сделки

 

Маркетинговый аудит

 

  • Оценка устойчивости потока потребителей
  • Конкурентное окружение аптеки
  • Анализ продаваемого товара: товарные группы, количество позиций
  • Вывод об устойчивости результатов аптеки в долгосрочном периоде

 

Операционный аудит

 

  • План помещений с торговым оборудованием
  • Форма продаж в аптеках
  • Вывод о необходимых изменениях в форме продаж и дополнительном оборудовании

 

Кадровый аудит

 

  • Штатные расписания по объектам
  • ФОТ по объектам
  • Вывод о состоянии работы с персоналом в аптеке

 

Аудит ИТ

 

  • Вывод о состоянии ИТ аптеки
  • Определение стоимости и сроков оплаты
  • Проведение сделки
Результат аудита:

 

 

 

Вот примерно так делается оценка при покупке готовой аптеки.

x

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *