Что должно быть в бизнес-плане - структура и содержание
Меню Рубрики

Что должно быть в бизнес-плане

структура бизнес-планаКак мы знаем, существует две разновидности бизнес-плана:

 

 

  1. Бизнес-план внутрифирменный, в котором отражены оперативные планы предприятия сроком на год, реже — два или три.
  2. Бизнес-план инвестиционного проекта, требования к которому гораздо более расширены.

Рассмотрим структуру каждого из них.

Внутренний план фирмы это план, в котором дается отражение целей фирмы на определенный срок и способов их достижения. Он составляется для действующих фирм и позволяет руководителю четко видеть всю картину его бизнеса.

Многие предприниматели совсем не занимаются планированием, что приводит их предприятие к убыткам, застоям и закрытию. Такие люди не могут видеть всей полноты картины, всех нереализованных возможностей, которые предоставляет им бизнес.

Они не стремятся заглянуть за горизонт, посмотреть немного дальше. Просто помечтать. Как правило, больших успехов они и не добиваются. Для них предпринимательство – лишь альтернатива работе.

Планирование своего бизнеса, стремление к постоянному расширению и совершенствованию свидетельствует о том, что руководитель серьезно подходит к делу.

Пусть его фирма не перерастет в крупную корпорацию, но он занимается именно бизнесом, то есть работает над созданием системы, которая будет ему приносить доход с минимальным участием самого руководителя.

Планирование является обязательной функцией такого руководителя, и он ежегодно создает план своего бизнеса.

В нем отражается:

  1. Анализ финансовых показателей за прошлый год в сравнении с предыдущими годами.
  2. Анализ рынка, конкурентов, потребителей. Дается вывод, как изменился рынок за последний год, появились ли новые игроки, какова динамика спроса, не меняются ли предпочтения потребителей по разным категориям товара, какие новинки выходят на рынок.
  3. Проводится анализ предложений поставщиков. Формируется план производства или план продаж на следующий период.
  4. Организационный план. Здесь отражаются сведения о партнерах предприятия, графики поставок, календарные планы осуществления работ, производственные моменты.
  5. План производства, на основе заключенных договоров и контрактов, а также прогнозируемом увеличении или снижении объемов производства.
  6. Финансовый план. Делается прогноз доходов и расходов на предстоящий период на основе организационного и производственного планов. Составляется прогнозный бюджет и баланс предприятия.

Инвестиционный бизнес-план содержит все перечисленные разделы. В отличие от внутрифирменного плана, бизнес-план инвестиционного проекта включает:

1) Оценку экономической эффективности инвестиций.

Делается для обоснования вложения средств, расчета срока окупаемости проекта, стоимости проекта, внутренней нормы доходности. Все эти показатели являются решающими при выборе между альтернативными проектами.

2) Анализ рисков.

Проводится с целью определения чувствительности проекта к различным колебаниям цен, спроса на продукцию. Определяется уровень безубыточности проекта – тот объем продаж, при котором проект выходит на точку окупаемости. Рассматриваются различные варианты реализации проекта.

3) Резюме инвестиционного бизнес-плана занимает важную часть при его составлении.

Здесь необходимо сочетание лаконичности и емкости. В резюме подводится итог всей работы, делается вывод о целесообразности осуществления проекта.

Как правило, многие инвесторы кроме резюме сам бизнес-план не читают. Поэтому в нем нужно максимально полно описать ключевые моменты проекта, его суть, планируемые результаты, мероприятия, исполнителей.

Существуют различные требования и методики по написанию бизнес-планов. Они могут различаться в зависимости от сути и стоимости проекта, потребности в заемных средствах и источниках финансирования проекта.

Основные разделы остаются неизменными, но нужно корректировать содержание и обращать внимание на те стороны, которые требуется раскрыть более подробно для достижения той или иной цели.

Для инвестиционного проекта упор делается на финансовый план и маркетинг. Внутренний план фирмы акцентирован на производственно-сбытовую составляющую, а также прогнозы доходов и расходов. Но и остальные разделы также должны присутствовать во всех видах бизнес-планов.

x

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *