Принцип сотрудничества похожий на франчайзинг появился ещё в средневековье. Уже тогда производители и торговцы понимали, что их успех и опыт можно продать.
Современный франчайзинг намного прогрессивнее, а всё за счёт новых основ бизнеса, компьютеризации и информационного развития. И для того, чтобы не запутаться во всех понятиях и схемах экономисты поделили франчайзинг на определённые виды.
В зависимости от приобретаемой франшизы:
Самый популярный вид франчайзинга – это продажа полной франшизы.
В таком случае франчайзи покупает основную концепцию франчайзора, право использовать торговую марку и бизнес-идею. При этом экономически и юридически управляет свои бизнесом самостоятельно.
При корпоративной франшизе, франчайзи не управляет предприятием сам, а становится частью общества под руководством коммерческого директора. Такой вид франчайзинга очень затратный и не используется ля открытия маленьких магазинов или ресторанов.
В торговле может использоваться франшиза Shop-in-shop.
Она предусматривает открытие дела в больших магазинах на определённых условиях. В таких случаях Вы можете быть, как франчайзором (имея собственный магазин), так и франчайзи (покупая место с определённым товаром и правами).
Конверсионная франшиза – это продажа прав на филиалы большого предприятия франчайзи. Так же называется и вступление отдельного бизнеса в франшизную систему.
Также, франчайзинг делится на виды и зависимо от поставленных задач и условий франшизы.
Довольно частая форма – это сервисный франчайзинг.
Здесь франчайзор продаёт франчайзи право не изготовлять или продавать товар под своим брендом, а предоставлять определённые услуги. Чаще всего – это сервисное и гарантийное обслуживание.
При торговом франчайзинге, франчайзи продаёт товары предоставленные франчайзором, при этом использует его торговую марку и т.п.
А вот при производственном франчайзинге, покупатель франшизы может сам делать товары под брендом франчайзора и продавать их.
Довольно часто в Европе встречается объединённая франшиза. Она предусматривает продажу большого количества прав и полномочий одному франчайзи. То есть покупатель может и производить товар, и продавать его, и обслуживать.
Зависимо от отношений сторон франчайзинга делится на партнёрский и субординационный. Первый предвидит взаимно выгодное сотрудничество, практически равные права в вопросах развития франшизной системы. Во втором есть чётко установленные франчайзором правила, которых франчайзи должен придерживаться. Такая форма позволяет лучше контролировать всю систему, а значит бороться с проблемами.
Но не редко франчайзоры пропускают «мимо ушей» довольно неплохие советы и решения франчайзи, заботясь больше о финансовой выгоде и стабильности бренда.