Известно, что рентабельность аптечного бизнеса достаточно низкая. Поэтому остро стоит вопрос повышения прибыльности аптек. Давайте рассмотрим, какие методы существуют для решения этой задачи.
На размер прибыли аптеки влияют следующие факторы:
- ценовая политика
- переменные затраты
- постоянные затраты
- ассортиментная структура товарооборота
- объём продаж
Шаги по увеличению рентабельности:
Уменьшение переменных затрат:
- закупка товара по более низким ценам
- более эффективное использование кадрового потенциала аптечной организации
- увеличение товарооборота
- получение оптовых скидок на закупаемую продукцию
- ускорение срока расчётов с поставщиками и спонтанным финансированием за быстроту оплаты
- выбор более дешёвых способов доставки продукции
Снижение постоянных затрат достигается за счёт:
- сокращения площадей
- сокращения штата
- снижение затрат на рекламу, обучение, представительских и организационных расходов, других затрат
- уменьшение командировочных расходов
- снижение финансовых издержек (кредиты)
- снижение расходов на выплату процентов, уменьшение инвестиций в производственные запасы, дебиторскую задолженности или увеличение сроков погашения обязательств (кредиторская задолженность поставщикам)
- экономия коммунальных расходов
- экономия расходов на хозяйственные нужды и прочих потерь
- снижение налога на имущество (своевременное списание вышедшего из строя имущества)
- предотвращение недостач, хищений и потерь товарно-материальных ценностей
- экономия расходов на фармпорядок, технику безопасности
Увеличить объем продаж в аптеке можно за счёт:
- расширения зон обслуживания конкурентоспособным товаром и услугами, диверсификацией ассортимента, уменьшением отпускных цен, ускорением оборачиваемости оборотных активов в целом и товарного запаса в частности, расширением видов деятельности
Рентабельность или ликвидность ассортимента аптеки:
- 80% дешёвых препаратов – оборачиваемость 12 – 15 дней, низкая рентабельность 2,6 – 7%
- Дорогие препараты – рентабельность 15 – 20%, оборачиваемость 25 дней
Как влиять на ключевые показатели работы аптеки.
Количество чеков – маркетинговые мероприятия (акции, конкурсы, мерчендайзинг, структура ассортимента)
Количество вошедших – маркетинг (акции, конкурсы, промо-акции, рекламная компания (внешнее оформление, реклама аптеки))
Средний чек – через работника торгового зала (активные продажи, повышение профессионального уровня), структура ассортимента, мерчендайзинг
Размер скидки – сбалансированная дисконтная программа
Товарный запас – грамотная работа с оборачиваемостью товарного запаса, ассортиментом, количеством позиций
Факторы необходимые для выхода аптеки на точку безубыточности.
- Правильная оценка потенциала места
- Соответствие торговой площади потенциалу места (адекватная аренда)
- Правильная структура ассортимента
- Привлекательный вход (вывеска, крест, входная группа)
- Техника продаж персонала
- Бездефектурность
- Маркетинг: оповестить население (заведение потока, удержание потребителя (программа лояльности))